Яндекс.Метрика
СПб, ул. Рубинштейна, д. 15/17 (812) 740-71-01
 
 

Страны

Сирия

    Сирия — это единственная в своем роде страна, которую называют "машиной времени". По всей видимости, не существует другого такого места на всей Земле, где неисчислимые памятники цивилизации так компактно находились бы на столь небольшой территории. За несколько часов здесь можно побывать сперва в III тысячелетии до н.э., откуда плавно переместиться в Римскую империю, потом в Византию, арабский халифат, испытать атмосферу Османской империи и ее крестовых походов. В Сирии можно найти много ссылок на Библию. Это является неудивительным, потому что на землях, принадлежащих сейчас Сирии развертывались события Ветхого и Нового завета.

  • Достопримечательности

    Алеппо

    является вторым по величине городом Сирии и одним из древнейших мировых поселений, чья история насчитывает более 5 тысячелетий. Расположенный в 360 км к северу от Дамаска, Алеппо был древним центром Великого Шелкового пути. Сейчас население его составляют преимущественно христиане; город знаменит многочисленными историческими памятниками. Очень большой интерес представляют колоритные старые районы Тайба и Джейда, имеющие десятки домов эпохи средневековья, караван-сараев (Вазир, Джумрук, Сабун и др.), старых церквей, мечетей, школ, бань-хамам, множество из которых построены в XV веке, а также старинных крытых рынков, считающихся по праву одной из основных достопримечательностей Алеппо (беспрерывной вереницей они тянутся на двенадцать километров). В Алеппо обязательно нужно повидать построенную в XII в. на месте древнего акрополя Цитадель Алеппо, которая является наилучшим образцом арабского фортификационного средневекового искусства, мечеть аль-Кабир аль-Джами ("Большая мечеть", 1090 г.), мечеть Джами-Кыкан, построенную в XIII ст., в которой в свое время каменный блок с хеттскими письменами, вмонтированный в стену, послужил ключом, расшифровавшим хеттский язык, а также церковь Калб-Лавзи. В археологическом музее Алеппо можно лицезреть многочисленные экспонаты из раскопок древних городов Месопотамии, таких как Эбла, Мари и Угарит, а также большое количество барельефов и скульптур, которые когда-то украшали портал дворца царя в арамейском городе Гузана. Хорошей этнографической экспозицией обладает Музей Популярного Искусства и Традиций. Старинный город Алеппо в 1986 г. был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вокруг Алеппо (Халеб) на маленькой территории сохранилось свыше сотни поселений (Аль-Бара, Маэз, Серджилла, Барад, Руэйха, Бшилла, Шеншерах, Бакирха, Джерада, Коканая, Бабиска и др.), относящихся к IV-VI векам, причем некоторые из них находятся в столь хорошем состоянии, что кажется, словно они были покинуты хозяевами совершенно недавно – практически нетронутыми остались жилые дома, базилики, фермы, монастыри, гробницы, масличные прессы, сторожевые башни, общественные здания и др. Интересны десятки дворцов различных времен, которые разбросаны вокруг Алеппо по пустынным районам, церковь Калат-Самаан (Св. Симеона-столпника, 490 г. н. э.) в 40 км. западнее города, а также плотина античных времен в Харбаке – величавое строительное сооружение, являющееся одним из немногих сохранившихся на белом свете образцов античных оросительных систем.

    Сук (Старые Рынки) – оригинальные и просторные крытые рынки Алеппо, которые тянутся более чем на десять километров, являющиеся самыми удивительными среди всего количества рынков в исламских городах. Сук именуются по названиям различных ремесел – есть медный сук, золотой сук, хлопковый сук и т.д. По традиции в центральной части рынка всегда находился фонтан и иногда сад, усаженный розами и жасмином. Большое количество рынков были построены в XV веке. Они являются в данный момент живым музеем, отображающим средневековую жизнь.

    Торговые кханы (караван-сараи) располагаются в том же районе, что и сук, потому как в свое время использовались для того, чтобы здесь проживали купцы и хранили свои товары. Эти кханы характеризует красивый фасад и вход, оснащенныый высокими арками и укрепленный деревянными дверями. Назовем лишь некоторые из огромного числа этих кханов – Вазир кхан (по-арабски, «министр»), Банадика кхан («житель Венеции»), Джумрук кхан («таможня»).

    Босра

    В ста двадцати километрах на юг от Дамаска располагается Босра, бывшая столицей римской провинции Аравии, которая практически на сто процентов построена из черного базальта. Главной достопримечательностью города является один из очень хорошо сохранившихся в мире римских театров. Театр необычный тем, что в V столетии его укрепили и превратили в цитадель, выстроив 9 башен вокруг здания и глубокого рва. Сейчас все еще можно видеть великолепный театр в цитадели, который был рассчитан на 15 тысяч мест.

    Также остались нетронутыми набатейские ворота, нимфеум, триумфальная арка, средневековые здания, одна из старейших в мире мечетей (Босра в 634 г. приняла ислам, первой из городов Сирии) и старинный монастырь (IV ст.). В 1980 г. Босру внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Угарит

    является древним торговым городом-государством в Сирии, остатки поселений которого открыли французские археологи под руководством Клода Шеффера в 1929-1939 и 1948-1963 гг., совершая раскопки холма Рас-Шамр, находящегося в двенадцати километрах на север от Латакии (Сирия), примерно в одном километре от берега Средиземного моря.

    Угарит когда-то процветал и был городом, в котором проживало много национальностей, существовавшим во II тысячелетии до н.э. Он размещался на холме, который был известен как Рас-Шамра, на средиземноморском побережье, где в настоящее время располагается север Сирии. Территория его простиралась на 60 км с севера на юг, от горы Касиос до Тель-Сукаса, и на 30-40 километров с запада на восток, от берегов средиземноморья до долины реки Оронт. Умеренный климат Угарита благоденствовал скотоводству. Земля славилась оливковым маслом, зерновыми, вином, а также древесиной, которой чрезвычайно не хватало в Египте и Месопотамии и на которую был постоянный спрос. Благодаря пересечению в Угарите важных торговых путей, город стал одним из первых крупных международных портов. Купцы-островитяне с Эгейского моря, из Вавилона, Анатолии, Египта и иных ближневосточных стран в Угарите вели торговлю сельскохозяйственными продуктами, металлом и огромным асортиментом товара местного производства. Несмотря на то, что Угарит экономически процветал, он постянно был зависимым государством. Угарит был северным аванпостом Египта, войдя в XIV ст. до н. э. в состав Хеттского царства. Городу требовалось платить дань хеттам и снабжать их войсками. Когда вторгшиеся «народы моря» начали опустошать турецкую Анатолию и север Сирии, хеттами были использованы для целец войны флот и войско Угарита. После этого Угарит стал совершенно беззащитен и примерно в 1200 г. до н. э. был окончательно разрушен.

    Латакия

    является главным средиземноморским портом Сирии с населением в 554 тысячи человек. Первое поселение, известное нам, которое находилось на месте нынешней Латакии называлось Рамита. Оно описывается в работах византийского географа V века, которым, в свою очередь, цитировались древнейшие источники, вплоть до II в. до н.э.

    Поселением владел Угарит. Со времен древней Рамиты и до настоящего времени ничего не сохранилось – руины зданий и сооружений съела реконструкция порта. Намного позже, уже после разделения империи Александра Македонского, построили эллинский город, названный в честь Ладиокеи – матери Селевка Никатора.

    Под названием Рамита известен с финикийских времен. Позже на месте Латакии располагался эллинский город. Селевком I Никатором был создан город заново, названный Лаодикеей. Затем город был разрушен землетрясениями 494 и 555 годов. Латакию захватили арабы в 639 г. и крестоносцы в 1097 г. В 1188 Саладин отвоевал его назад. С XVI века и аж до самых времен Первой мировой войны Латакия входила в Османскую империю. В период господства Османской империи Латакию населяли в основном алавиты, хотя среди жителей города в достаточном количестве присутствовали сунниты и христиане. После того, как был свержен король Фейсал, французы перехватили власть в городе, предоставив ему права автономии. В 1930–1936 гг. — столица латакского санжака, являющегося номинально автономным государством, которым управляла Франция с мандатом Лиги Наций. Начиная с 1936 г. входит в состав Сирии.

    От периода античности в городе сохранились остатки колоннады и великолепнейший Тетрапилон. От более позднего периода – V-VI ст. сохранились некоторые интересные церкви, а от периода XIV-XVIII ст. – некоторые мечети.

    Хама

    Руины близ Хамы (руины Апамеи) представляют фантасмагорическое зрелище, где неожиданно вырастает коринфская колоннада 12 м в высоту и, протянувшись на 2 км, таким же образом внезапно обрывается среди травянистого плоскогорья, залитого солнцем, по обоим сторонам заброшенной проселочной дороги.

    Мы наблюдаем в данном случае в чистом виде античную градостроительную ось. Нужно рассказать несколько слов о самом городе, прежде чем обратиться к его устройству. Апамея являлась урбанистическим центром, типичным для севера Сирии, ее достаток в период расцвета Империи основывался на торговле зерном. Поля пшеницы простирались аж до самого горизонта, а каменистые стены, утрачивая свои протекторские функции, изолировали греческих по языку и культуре от сирийцев окружающей равнины.

    Руины Апамея, находящиеся поблизости Хамы являются одним из знаменитейших и мало изученных городов античности в Сирии. Апомея находится недалеко от границы с Ливаном между Хамой и Алеппо. Нынче практически вся территория города скрыта под землей, пряча множество тайн и суля археологам невероятные открытия. Апамея производит впечатление уже очищенной улицы, длиной в 1800 м и шириной в 37 м, от земли, из которых около 20 м занимала мостовая, с четко видимыми следами колесниц. Если одна из шестнадцати параллельных улиц была настолько огромной, то возникает вопрос, каким же был весь город?

    Летописи свидетельствуют, что в Апамее проживало не менее 400 тыс. жителей (при том, что в те далекие времена людей на земле было гораздо меньше, чем сейчас). Армия размещалась в городе во времена Селевка I, в ней на вооружении кроме коней стояли и порядка пятисот боевых слонов. Известнейший на весь античный мир оракул находился в городе, на территории которого в последствии римлянами был воздвигнут Храм Судьбы, известный по фильму об Индиане Джонс, развалины которого уцелели до настоящего времени.

    Город имел огромное культурное значение в свое время. Археологи отыскали мозаичный портрет Сократа, что говорит само по себе об очень многом. Это был город ученых, поэтов и философов. Тут побывали Клеопатра и Антоний, Септимий Севр, Каракалла, царица Пальмиры Зенобия и многие иные выдающиеся исторические личности.

    Сохранившиеся доселе руины относятся в основном к римскому периоду. Город был назван в честь персидской принцессы начала ІІІ в. до н.э. Апамы, жены правителя Сирии Селевка I.

    Пальмира

    – когда-то цветущий город, а нынче бедная деревня в Сирии, которая знаменита своими развалинами исполненных величия сооружений, памятниками поздней поры архитектуры Древнего Рима. Oнa лeжит в одном из оазисов пустыни, между Дамаском и Евфратом, в 240 км к северо-востоку от первого и в 140 км от второго.

    По Библии и Иосифу Флавию, Пальмира была основана Соломоном как передовой оплот против нападений на его владения, которые простирались до берегов Евфрата, арамейских орд. Пальмиру разорил Навуходоносор, когда организовывал нашествие на Иерусалим, однако она вскоре, благодаря своему выгоднейшему расположению между Средиземным морем и долиной Евфрата, снова отстроилась, став пристанищем торговым караванам и местом для склада товаров, шедших с Запада на Восток и обратно. Здесь находилась столица государства, именовавшаяся Пальмиреной. Этим государством управляли собственные государи, сенат и народное собрание.

    Только в 1678 г. английским негоциантом Галифаксом были найдены трудно достигаемые развалины дневней Пальмиры; в 1751—1753 гг. они были впервые исследованы и описаны Вудом и Девкинсом. Они тянутся непрерывным рядом на протяжении примерно трех километров с юго-востока на северо-запад, у подножия нескольких холмов, и состоят из остатков сооружений, относящихся к двум разным эпохам: древние, образующие собой бесформенные груды, восходящие, по всей видимости, к временам Навуходоносора; другие, которые еще окончательно не развалились, относятся к трем первым векам эры христианства, когда, как общеизвестно, особенно предпочитали коринфский стиль, который повсеместно встречается в этих развалинах. Среди греческих, арамейских и латинских надписей, которые были найдены в Пальмире, не имеется ни одной, что была бы написана ранее Рождества Христова или позднее часов Диоклетиана.

    В восточной части развалин, возвышается храм солнца (Ваала-Гелиос). Это царственный периптер с 16 колоннами в каждом длинном фасе и 8 колоннами в каждом коротком, длиной в 551/3 м, шириной в 29 м. Колонны, многие из которых до сих пор стоят на своих собственных местах,— капелированы, а раньше имели лиственные металлические украшения на капителях, со временем приказавшие долго жить. Во внутренней части храма находится пространное помещение, которое имеет свод, разбитый на красивые кассетоны, с лепной орнаментацией стен и фризов, состоящей из листьев и плодов. Против северо-западного угла храма находились входные ворота, похожие на триумфальную арку Константина в Риме; от них через весь город, на протяжении приблизительно 1135 м, шла дорога, которая была обставлена четырьмя рядами колонн, на архитраве которых размещались другие, меньшие колонны. Эти четыре колоннады разделяли дорогу по длине на три части: средняя, более широкая, служила для езды экипажей и всадников; две боковые, более узкие — для пешеходов. Высота нижних колонн — 17 м. Всего их было 1400, то есть по 375 в каждом ряду. Правда из этого огромного множества колонн до теперешнего часа устояло не более 150, но в то же время, длинный ряд аллей, образуемых ими, производит на туристов неизгладимое и грандиозное впечатление. Вся земля старинного города устлана обломками антаблементов, капителей, скульптурных фризов и других архитектурных частей, среди которых виднеются фрагменты других дворцов, колоннад, храмов, акведуков, алтарей.

    Любое посещение Сирии было бы неполноценным без визита в один из многочисленных замков, которыми застроены все окрестности морского побережья.

    Замок Саладина

    Как известно, в средние века западные европейцы совершали крестовые походы на Ближний Восток, основывали здесь свои княжества и, конечно, строили тут свои крепости. Но не только крестоносцы занимались замкостроительством - это делали и арабы. Одной из известных фигур, воевавших с крестоносцами, был Саладин, который построил свой замок на холме, возвышающимся над тихими, зелеными и уютными долинами, поросшими соснами, в окрестностях современной Латакии. От мощной некогда крепости осталось не так много, но все равно достаточно, чтобы ощутить всю силу и могущество сооружения - достаточно лишь побродить по таинственным развалинам на вершине крутого холма и обязательно увидеть подвесной мост, переброшенный на солидной высоте на соседний холм - так высоко, что сердце уходит в пятки, когда ты стоишь на краю моста, ветер свистит в вершинах сосен и в твоих ушах, а туристические автобусы внизу кажутся игрушечными.

    Арвад

    В Сирии, в глубине острова Арвад рыцарями была возведена крепость, где многие из них окончили свои дни. Эта небольшая крепость стала последним приютом на сирийской земле рыцарей-крестоносцев. В самом начале четырнадцатого столетия арабскими войсками был захвачен остров Арвад и занята эта цитадель. Была закончена история некогда непобедимых рыцарей. В начале двадцатого столетия в крепости крестоносцев располагалась тюрьма, в которой сидели участники движения национального освобождения Сирии.

    Скоро в помещении цитадели сирийские власти обещают открыть исторический музей. Жители острова Арвад надеются, что отбоя от посетителей у него не будет. Хотя остов Арвад занимает очень маленькую территорию, здесь было предостаточно бурных событий. И в отношении крестоносцев, и тех, кто был до них, и тех, кто был после них.

    Крак де Шевалье

    – крепость госпитальеров, которая расположена в Сирии на восток от ливанского города Триполи на самой вершине большого утеса 650 местров в высоту. Ближайшим крупным сирийским городом к нему являемся Хомс, находящийся в 65 километрах на восток от замка.

    Замок является одной из самых сохранившихся в мире крепостей госпитальеров. В 2006 году замок Крак де Шевалье на пару с цитаделью Саладина был занесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.